Село, о котором повествуется в этой статье, изначально называлось Сафажай, царская администрация предпочла переименовать его в Собачий Остров, а советская власть в апреле 1940 г. изменила название села в соответствии с духом времени, назвав его Красной Горкой. Слово “сафажай” буквально означает “чистый луг” (“сафа” – чистое, красивое место, “жай” – луг). Еще одно значение словосочетания “сафажай” в целом – “мир”, “благоденствие” (тат.).
Есть иное объяснение названия, связанное с именем возможного основателя поселка – некоего служилого татарина Сафы. Есть также мнение, что в первооснове топонима Сафажай мог лежать “сабанчи”, то есть “плуг”, что указывает на род занятий первопоселенцев.
Вообще, вопрос о точном времени первоначального возникновения Сафажая, равно как и истоки топонима, спорен и противоречив. Десятилетиями в мечети Сафажая велись погодные записи происходящих на селе событий. В соответствии с этими записями село берет свое начало с 1451 г., когда в этих местах появились первые татарские поселенцы. Если верить мечетским записям, это были переселенцы из-под Арзамаса, перебравшиеся туда из Астраханских краев, из района Ак-Мечета (Белая Мечеть).
В 1790 г. у жителей Сафажая действовало две мечети. Эти сооружения были деревянными, небольшими по размерам, но, тем не менее, обслуживали полторы тысячи мусульман.
Не сохранилось сведений о точном времени возникновения в Сафажае медресе. Известно иное: приблизительно в середине ХIХ в. прекрасно образованный имам Хабибулла, учившийся в Бухаре, близко знакомый с блестящим ученым Хусяином Фейсхановым (выходцем из этого села), организовал обучение в местном медресе. Оно имело тесные связи с медресе в деревне Овечий Овраг, славившейся своими традициями и высоким уровнем преподавания. Школа существовала за счет мечети, но ее бюджет пополнялся и взносами отдельных прихожан.
Однако предрассудки и суеверия временами охватывали сознание крестьян. Так, в связи с разразившейся в 1910 г. эпидемией холеры часть испуганных сельчан пыталась бороться с болезнью языческими средствами и методами (совершая бида). В ответ на это сын имама Хабибуллы имам Мухасинят (Мухсин) (1871 – 1937) публично устыдил своих земляков и призвал их обратиться к врачам-профессионалам и положиться на Всевышнего, чтобы не впадать в грех язычества. Кстати, Мухсин сын Хабибуллы был известен своей образованностью не только в Сафажае, но и во всей округе. Он был всесторонне развитым человеком, продолжал традиции своего отца, постоянно уделяя внимание преподаванию в медресе. По его инициативе была построена школа. Кроме того, он лечил односельчан, возделывал землю для обеспечения своей семьи (см. фото). Он не занимался оболваниванием невежественных мусульман, как это распространенно среди некоторых современных мулл, которые за даваемую мзду (называемую ими садакой) читают Коран и делают дуа вместо исполнения своей прямой обязанности – просвещения людей по примеру наших праведных предков.
Мечети на селе являлись не только местом отправления религиозного культа, но и культурно-просветительскими центрами. А имамы были наиболее просвещенными и образованными представителями села. Достаточно отметить, что Ленин в своих сочинениях (том 28 стр. 513), цитируя работу Отто Гетча, писал: “За последние 10 лет мусульманское население России сильно развилось в культурном отношении. У казанских татар на 150 человек приходится сейчас одна мечеть и один мулла у русских и инородцев того же района 1 священник приходится только на 1500 душ. У первых одна школа на 100 душ обоего пола; у православных – 1 на 1500-3000 человек. Распространение книжной и газетной литературы у мусульман-татар относительно еще более высоко”. К началу ХХ в. в Сафажае возвышалось семь мечетей. Это был очень высокий показатель для того времени.
Грозовые события 1917 г. нагнали холодные ветры перемен. В 1918 г. закрылось медресе, а на его базе через год возникла первая светская школа. Сын имама Хабибуллы Абдулбер (Абдулбяр) направлял в ней процесс обучения. В начале 20-х гг. он стал организатором советской школы в Курмышском уезде, принимал участие в создании педучилища в Сафажае и был первым его директором.
20 марта 1935 г. сельсовет, не считаясь с мнением верующих (их насчитывалось около 1000 человек), постановил передать одну из мечетей под детские ясли. Заместитель председателя сельсовета и его товарищи во время намаза ворвались в мечеть, грубо выгнали верующих из храма и, не имея на то санкций, вывезли все имущество, а мечеть закрыли на замок.
В 1938 г. ликвидировали и вторую соборную мечеть. Ее минарет был разобран, а в самом помещении разместился медпункт, затем школа, впоследствии пекарня. Досточтимый имам Мухасинят сын Хабибуллы был арестован 23 ноября 1937 г. и через 18 дней расстрелян по обвинению в заговоре с целью создания контрреволюционной татарской организации. Его судьбу разделили дважды хаджи-имамы Атаулла Хасянов (дед по матери автора статьи) и имам Садек Ильясов.
В марте 1939 г. “решением граждан” здание пятой соборной мечети было передано под дом престарелых. И, наконец, постановлением облисполкома от 13.11.1940 было решено уже обветшавшее здание шестой соборной мечети передать под школу
Не имея собственных храмов, мусульмане молились в частных домах, где собиралось до 130 человек, а выбранные имамы (Имаметдинов – 1884 г.р., Юнисов – 1880 г.р.) старались не афишировать перед властями свою деятельность. После Великой Отечественной войны и вплоть до конца 70-х гг. одну из религиозных общин Сафажая возглавлял Исхак Нуриманов (1893 – 1979).
В октябре 1988 г. была официально оформлена деятельность “общества Мусульман” села Красная Горка. В пользование верующих благодаря усилиям избранных от прихожан лиц (Мялик Мухаметдинович Серажетдинов и Бари Хусяинович Аллямов – мулла с 1983 г.) было передано кирпичное здание бывшей мечети на улице Советской.
4 июня 1997 г. открылась еще одна мечеть в Красной Горке. Община выстроила ее на собственные средства в течение десяти месяцев. Большую помощь в деле строительства четвертой мечети оказал уроженец Сафажая Ильгам Абдуллович Махмутов, генеральный директор московской фирмы “ЖК-ЦЕНТР”.
К концу августа нынешнего года планируется закончить отделочные работы пятой, самой большой на селе двухэтажной мечети, на втором этаже которой будет работать медресе. Эта мечеть-медресе построена в память тех разрушенных мечети и медресе, которые основали имамы-просветители Хабибулла и его сын Мухсин. Средства на мечеть собирались у сельчан, а существенную материальную помощь на ее строительство оказала общественно-просветительская организация “Исламский конгресс”.